{+} Во-первых, весь фильм меня не покидало ощущение, что Скорсезе так и не решил, хочет он снимать высокодуховное искусство с размышлениемя о природе божественного и людского - или памфлет для широких масс о торжестве христианской парадигмы и человеческого (читай мужского) духа. И потому у него ожидаемо получилась ни рыба ни мясо, и вещи которые должны быть очевидны проговаривались словами (и тут я поняла как же мне не нравится голос Эндрю Гарфилда). Плюс, поскольку весь фокус идет на главного героя, который мучим сомнениями и соблазнами, но не совершает каких-то действий, которые могут вызвать сопереживание и поддержку со стороны зрителя (во всяком случае не очень христианского зрителя), страдания других персонажей не вызывают необходимого для ощущения высоких ставок и жертвы, а ангбандский выбор главного героя в финале смотрится откровенно слабо и нечестно. Это могло бы быть хорошей критикой настоящего: женщины, стерики и японцы страдают вполне себе физически и страшно, для того, чтобы Система добилась от белого европейского мальчика чисто символической жертвы, но Скорсезе увы имел в виду не это.
{+} Во-вторых, не смотря на то, что пытки обычных людей - это однозначно плохо, фильм пытается показать кто в этой истории хороший, а кто нет вне исторического контекста, что мне все два с половиной часа казалось несколько лицемерно. Как человек, знакомый с историей экспанси Испании и Португалии в 16-18 веках, я вполне понимаю оправданность подозрений японских правителей, что за священниками придут ребята вроде Кортеза. И что католическим священникам - как очень заметно по примеру главного героя - в целом плевать на Японию, её культуру, историю, народ и традиции. Лишь бы на исповедь ходили да десятину платили.
{+} Из хорошего, Япония XVII века воссозданна так, что Куросава плакал бы от зависти. И порадовало отсутсвие романтической линии и образа Прекрасной Экзотической Японки. Но тут возникает неизбежное "в-третьих". Возможно я слишком много сижу на тумбе (то есть я точно слишком много сижу на тумбе, но), возможно это потому что я живу и работаю в самых мультикультурных районах одного из самых мультикультурных городов мира, но когда мне показывают холеную ирландскую морду
{+} Неожиданно Адам Драйвер ака Кайло, вызвал у меня минимум кастинговых претензий. Возможно потому что у него, в отличие от персонажа Гарфилда, были и мозг, и хребет; может потому, что его было сильно меньше, а может потому что она настолько похож на Некрасивых Котиков, что у меня случается какой-то аналог эффекта "зловещей долины" и я его воспринимаю не совсем человеком.